Аренда торговой недвижимости в Украине в 2009г может подешеветь в среднем на 22%
Арендные ставки на торговую недвижимость в Украине в 2009 году могут
снизиться в среднем на 22%, стоимость торговых помещений – в среднем на
30%, свидетельствуют результаты исследования компании RetailStudio
(Киев), проведенного путем опроса топ-менеджеров продовольственной
розницы в период с 20 ноября по 1 декабря.
"Позитивным результатом кризиса, по мнению продовольственных
ритейлеров, является значительное снижение аренды торговой недвижимости
– в среднем на 21% в 2008 году и 22% - в 2009. Ритейлеры также ожидают
снижения стоимости самих помещений - в среднем на 40% в 2008 году и 30%
- в 2009", - говорится в сообщении RetailStudio со ссылкой на
результаты исследования.
Наиболее актуальными форматами торговли продовольственными товарами в
следующем году, согласно сообщению, будут "магазин у дома" и
дискаунтеры.
"При этом через два года картина, по мнению респондентов, значительно
изменится. "Магазин у дома" останется актуальным, но на первое место по
перспективности выходит гипермаркет", - отмечается в сообщении.
Согласно прогнозам топ-менеджеров продовольственной розницы, по итогам
2008 года обороты их розничных сетей если и сократятся, то
незначительно. Некоторые топ-менеджеры ожидают не снижения доходов, а
перераспределения долей на рынке за счет ухода наиболее слабых
участников.
В условиях кризиса стратегия украинских продовольственных сетей
направлена на увеличение эффективности путем сокращения издержек и
увеличения оборота за счет снижения арендной платы, цен, пересмотра
ассортимента.
При этом руководители сетей отмечают, что с начала кризиса стоимость
розничного бизнеса существенно снизилась - по разным оценкам, на
25-60%.
По мнению менеджмента, это обусловлено значительной переоценкой
бизнеса, а также снижением покупательской способности,
несбалансированными кредитными портфелями, снижением стоимости
недвижимости, замедлением темпов роста.
Руководство продсетей считает, что кризис приведет к поглощениям крупными сетями более слабых сетей.
"В результате кризиса ритейлеры ожидают "кристаллизации" рынка за счет
того, что останутся самые эффективные компании в каждом рыночном
формате", - говорится в сообщении.
В исследовании приняли участие 10 руководителей высшего звена крупных
розничных продовольственных компаний. Среднее количество торговых точек
в сетях компаний, опрошенных экспертов, составляет 93,3, среднее
количество городов присутствия - 23,9; среднее количество форматов -
2,6.
Студия исследования розницы RetailStudio – исследовательская компания,
предоставляющая информационно-аналитические и коммуникационные услуги в
розничной отрасли.