Российский холдинг получит в управление Одесский аэропорт
Вчера стал известен конечный собственник компании,
победившей в тендере на право реконструировать второй по величине в
Украине "Международный аэропорт 'Одесса'". Это российский холдинг
"Новапорт" предпринимателя Романа Троценко, среди активов которого –
новосибирский аэропорт "Толмачево" и челябинский "Баландино". В
реконструкцию актива планируется вложить $265 млн, часть которых
придется на украинского партнера "Новапорта", которым, скорее всего,
станет одесский Соцкомбанк.
О том, что победителем конкурса
на право реконструкции и модернизации международного аэропорта "Одесса"
стало зарегистрированное в Одессе ООО "Гепард плюс", Одесский горсовет
сообщил еще 26 января. Вчера председатель конкурсной комиссии Николай
Андриенко уточнил, что учредителем этой компании через "Ти Ес Транс
Сайбериа Ко. Лимитед" является компания "Новапорт", входящая в AEON
Corp. российского предпринимателя Романа Троценко. Гендиректор
"Новапорта" Алексей Васильченко подтвердил Ъ эту информацию. Компания
получит одесский аэропорт в управление, условия будущего договора пока
не известны.
До осени прошлого года наиболее вероятным претендентом на победу в
тендере была "Нью систем АМ", принадлежащая совладельцу УкрСиббанка
Александру Ярославскому и холдингу "Базовый элемент" Олега Дерипаски.
Но на втором этапе конкурса компания отказалась от участия (см. Ъ от 4
ноября 2008 года). Вчера Александр Ярославский объяснил Ъ, что для "Нью
систем АМ" "проект потерял привлекательность с точки зрения бизнеса".
Среди других участников конкурса были Vienna International Airport и
испанская Elecnor.
Международный аэропорт "Одесса" входит в
пятерку крупнейших в Украине. Создан в 1961 году, с 2000 года находится
в коммунальной собственности. Объем авиаперевозок в 2008 году – 787
тыс. пассажиров, финпоказатели не раскрываются.
Проект
российской компании оценивается в 1,804 млрд грн ($234 млн по текущему
курсу валют). Инвестпрограммой "Новапорта", в частности, предусмотрено
увеличение взлетно-посадочной полосы аэропорта на 400 м, до 3200 м,
реконструкция рулежных дорожек, замена светосигнального и
радиотехнического оборудования (общая стоимость этой части проекта –
646 млн грн). Еще 931 млн грн планируется направить на увеличение
пассажирского терминального комплекса на 30 тыс. кв. м (сейчас – 8,3
тыс. кв. м) и строительство международного терминального комплекса.
После реконструкции аэропорт сможет обслуживать до 3 млн пассажиров в
год.
Аэропорт Одессы станет первым зарубежным активом "Новапорта" и
вторым по пассажиропотоку после новосибирского "Толмачево". По словам
господина Васильченко, у Одессы хорошие перспективы как с точки зрения
обслуживания прямого пассажиропотока, так и с точки зрения транзита из
Европы в Центральную Азию. Гендиректор "Новапорта" подчеркнул, что
победа в конкурсе не накладывает на компанию юридических обязательств,
а условия договора и детали проекта реконструкции еще будут
согласовываться. Основным условием конкурса, по его словам, была
готовность инвестировать в реконструкцию аэропорта $250 млн.
Глава пресс-службы Минтранса Виктория Яковлева уточнила, что главным
требованием государства является наличие аэродромной части аэропорта в
госсобственности. По словам Алексея Васильченко, компания будет
привлекать к проекту украинского соинвестора, который получит долю в
операторе аэропорта. Назвать потенциального инвестора господин
Васильченко отказался, но, по данным источника, знакомого с ходом
конкурса, им будет одесский Соцкомбанк.
В управлении
"Новапорта" находится 38% акций аэропорта "Толмачево" (Новосибирск),
48% акций авиапредприятия "Алтай" (Барнаул), 68% акций аэропорта
"Баландино" (Челябинск), 75% акций управляющей компании аэропорта
Томска и 100% акций аэропорта "Кадала" (Чита). Кроме того, "Новапорт"
владеет 74% ОАО "Международный аэропорт Брянска".
Директор Центра политического и экономического анализа Александр
Кава отмечает, что аэропорт обслуживает много международных рейсов и у
него хороший потенциал роста. "Основные проблемы: недостаточная длина
ВПП и сложности с покрытием – это накладывает ограничения на типы
воздушных судов, которые может принимать аэропорт,– говорит господин
Кава.– Аэропорт не может принимать дальнемагистральные самолеты, даже
Boeing 767". "Одесский аэропорт – один из основных в Украине и главный
на юге страны, но он много лет не развивался, его ВПП и аэровокзал
сильно устарели",– соглашается председатель ассоциации "Аэропорты
Украины" Анатолий Троценко. А гендиректор агентства Infomost Борис
Рыбак считает, что реконструкция одесского аэропорта – удачный проект
для "Новапорта". "Аэропорт очень перспективный, с хорошим
пассажиропотоком, но запущенный. Если компании удастся его
реконструировать, это будет один из лучших ее активов",– говорит
господин Рыбак.