Совершенно невероятную историю мне довелось услышать в августе на
стихийном митинге, организованном жильцами дома по Фонтанской дороге
49/1, пытавшихся отстоять зеленую зону, примыкающую к элитной
многоэтажке «Подкова», от очередной автостоянки, которых и так уже много
расплодилось на придомовой территории.
В двух словах суть истории такова: чиновник построил себе «доходный дом»
на государственной земле. Причем, построил не за свои деньги, а за счет
обманутых инвесторов, то есть владельцев квартир как бы элитного дома
«Подкова». Почему «как бы элитного»? Об этом потом. А пока – о
предыстории строительства и схеме обмана.
Начиналось всё очень заманчиво. Но не думайте, что доверчивые инвесторы купились на голую рекламу. Во-первых, многие одесситы прекрасно знали зеленую территорию Опытной станции карантина винограда и плодовых культур института защиты растений Украинской академии аграрных наук (это убийственное по длине название в дальнейшем сократим просто до Опытной станции). Поэтому когда разнесся слух о том, что на территории станции будет возводиться жилой дом, недостатка в желающих «вложиться» в строительство не было.
Во-вторых, генподрядчиком выступала солидная фирма «Стикон», уже построившая в Одессе несколько зданий. В «Стиконе» потенциальным инвесторам расписывали все достоинства их будущего жилья: обширная озелененная придомовая территория с фонтаном в центре и прочими прибамбасами, благоустроенные квартиры, суперсовременные коммуникации, паркинг для личных авто... Показывали даже красивую картинку. И все эти прелести не где-нибудь на окраине Одессы, а на 6-й станции Большого Фонтана!
Особо настырным любопытствующим гражданам были предъявлены заключения Управления архитектуры и градостроительства (УАГ) и уважаемой государственной структуры по имени «УкрИнвестЭкспертиза» по рабочему проекту, где черным по белому записано: подрядчик должен возвести «11-16-этажный жилой дом с мансардой, офисными помещениями и встроенной автостоянкой». В этом же заключении УАГ упомянуто, что проектом предусматривается демонтаж конструкций существующего двухэтажного здания Опытной станции, в котором она размещалась в благословенные времена советского застоя, и передачу на баланс Опытной станции административно-лабораторных помещений, т.е. части нежилых помещений в новострое. И только. Ну что еще нужно для полного счастья?
И потянулись инвесторы стаями заключать договора, в которых за их денежки им был обещан рай земной в пределах территории бывшей Опытной станции. Кстати, генподрядчик ООО «Стикон» и получил право заключать эти договора. Более того, именно «Стикону» были переданы функции Заказчика строительства. И потекли бурным потоком деньги инвесторов генподрядчику на строительство «Подковы».
В соответствии с бессмертной фразой Чебурашки, «мы строили, строили и наконец построили». А что же собственно мы построили? Вы будете смеяться, но если верить Акту госприемки (а не верить ему нельзя!), то построили мы «административно-лабораторный корпус, совмещенный с жилым домом». То есть, как бы всё с точностью до наоборот. Причем, в означенном Акте госприемки подробно расписаны параметры жилого дома и абсолютный ноль информации по административно-лабораторному корпусу. Тем не менее, генподрядчик «Стикон», в лице г-на Крючкова, немедленно передал отдельным актом означенный «административно-лабораторный корпус» Заказчику, в лице г-на Клечковского, директора Опытной станции, на баланс.
Вы, конечно, спросите: а как же заключение УАГ? а как же заключение «УкрИнвестЭкспертизы»? Увы, сама в непонятках. Похоже, у этих учреждений две руки… и правая не знает, что подписывает левая. Трудно поверить, что восемь высоких чиновников Одессы и области, принимавшие дом, даже не удосужились прочесть – а что же, собственно, «мы строили»? Впрочем, редакция газеты надеется, что нам разъяснят эту удивительную «метаморфозу» в официальных ответах. Самое интересное (если не сказать – печальное), что о странной «трансформации» домостроения, в которое инвесторы вкладывали свои личные средства, как в «жилой дом», забыли уведомить самих инвесторов. По логике «без меня меня женили». Типа, по брачному контракту обещали приличную молодую девушку с солидным приданым, а в итоге… жених попадает в кабалу к ядреной тётке, которая быстро пристраивает «контрактного» мужа под каблук, качает с него бабки и даже пикнуть не даёт!
Да-да, именно в роли обманутого жениха почувствовали себя инвесторы, когда начали протестовать против постоянных необоснованных повышений тарифов. Вот тут-то и всплыла информация про «административно-лабораторный корпус, совмещенный с жилым домом»… вот тут-то владельцы квартир и услышали: «Извините, а это дом ведомственный, т.к. это админкорпус Опытной станции с присобаченным жилым домом, а не полноценно-жилой дом. И поэтому мы будем устанавливать такие тарифы, как нам хочется».