Распоряжаться собственной квартирой по своему усмотрению вполне
естественное желание собственника. Использование собственной квартиры
(жилого помещения) для ведения бизнес деятельности будь-то офис или
магазин с законодательной позиции недопустимо. Дефицит
недвижимости для ведения бизнеса предприниматели решают путем перевода
квартиры в нежилой фонд. Как перевести помещение из жилого фонда в
нежилой, корреспондент «Багнета» поинтересовалась у менеджера по работе
с клиентами ЧП «Ваш адвокат» Владимира Самойленко.
«В Киеве перевод помещений из жилого фонда в нежилой регулируется в
первую очередь такими законодательными актами: «Порядок перевода жилых
домов и жилых помещений в нежилые в г. Киеве», № 1825 от 01.10.2002 г.
и «Жилищным кодексом Украинской ССР», - говорит эксперт.
– «Сразу отмечу, что процедура перевода помещения из жилого в нежилое
длительная и затратная. Затраты как правило составляют порядка 30-40%
от рыночной стоимости квартиры, для которой меняется целевое
назначение. Объясняется это тем, что помещение нежилого фонда, как
правило, дороже в полтора раза, чем аналогичное жилое. В новостройках
разница в цене иногда достигает и двух раз».
Отметим, что переводимое в нежилой фонд помещение должно отвечать ряду требований:
1. Это должен быть первый или второй этаж (если первый этаж не жилой фонд).
2. Соседи и ЖЭК должны дать согласие.
3. Должна быть возможность обустройства отдельного входа.
4. Здание не является памятником архитектуры.
Целесообразность смены назначения помещения определяется либо непригодностью помещения для проживания, либо желанием владельца.
В столице процедура перевода в нежилой фонд выглядит приблизительно так:
Этап 1
Подается заявление в Администрацию района расположения дома с
приложением копий нотариально заверенных документов о праве
собственности на помещение, технический паспорт на жилое помещение
(поэтажный план), справка из ЖЭКа об отсутствии зарегистрированных и
проживающих лиц и конечно справки об отсутствии задолженности, копия
паспорта собственника.
Этап 2
В случае положительного рассмотрения заявления собственника вместе с
решением дается лист согласований, который нужно будет подписать в ряде
инстанций (СЭС, пожарные, газ и т. д.).
Этап 3
После получения положительных согласований служб повторно подается
пакет документов, и городская администрация дает поручение Главному
управлению по экономики и развитию города заключить соглашение об
уплате паевого взноса на развитие социальной инфраструктуры города.
Этот взнос рассчитывается индивидуально в зависимости от социальной
значимости нежилого помещения. Отметим, что это платеж будет самым
большим. Главное управление жилищного хозяйства городской администрации
после изучения документов заявителя принимает решение о переводе
помещения в нежилой фонд.
Этап 4
Получение Свидетельства о праве собственности на нежилое помещение.
При кажущейся простоте и понятности процедур перевод в нежилой фонд осложняется возможными перепланировками помещения.
Как показывает практика, ожидаемые сроки прохождения всех процедур
перевода помещения из жилого фонда в нежилой составляют год-полтора.