Приятные особенности покупки недвижимости для российских граждан на
Украине - прозрачные договоры, схемы расчетов и, конечно, отсутствие
ежегодного налога на недвижимость, существующего в РФ.
Украинское
законодательство разрешает нерезидентам, достигнувшим совершеннолетия и
имеющим при себе гражданский паспорт, без ограничений приобрести в
частную собственность недвижимость, которая находится на территории
Украины, права на владение недвижимостью описаны в законе "О
собственности". При покупке недвижимости на территории Украины фактор
прописки покупателя для совершения сделки в нотариальной конторе
значения не имеет. Покупатель также имеет возможность купить несколько
объектов недвижимости.
Согласно украинскому порталу недвижимости Realt.ua, покупка происходит
следующим образом. После выбора недвижимости нужно подписать
предварительный договор купли-продажи и заплатить депозит, который, как
правило, составляет 5 процентов от суммы покупки. Этот документ
устанавливает срок покупки, включая окончательную дату подписания
основного договора. Данный договор подписывается в присутствии
нотариуса. После подписания основного контракта купли-продажи
необходимо произвести оплату оставшихся 95 процентов от оговоренной
суммы.
Далее необходима последующая регистрация покупки в государственных
органах, на данный момент - это бюро технической инвентаризации, БТИ.
Для заключения договора купли-продажи гражданину России в нотариальной
конторе необходимо иметь паспорт, справку о присвоении
идентификационного номера по данным Государственного реестра физических
лиц - налогоплательщиков. Данную справку можно получить в налоговой
инспекции. А также присутствие супруга (супруги) либо предоставление
нотариально удостоверенного его (ее) согласия на заключение планируемой
сделки.
Итак, расходы при
покупке недвижимости на Украине.
Согласно закону Украины "О налоге с доходов физических лиц", при
продаже квартиры, садового дома, земли, на которой дом построен,
продавец не платит налог на доход при одновременном выполнении двух
условий.
Во-первых, площадь объекта продажи не должна превышать 100 квадратных
метров, а во-вторых, это должна быть первая продажа недвижимости для
продавца в этом году.
Если площадь объекта продажи больше 100 квадратных метров, продавец
должен уплатить налог - 1 процент от стоимости, превышающей ограничение
площади.
Налог в размере 5 процентов от стоимости проданного имущества придется
уплатить и тому, кто не впервые совершает продажу недвижимости в
текущем году.
Налоговым агентом является нотариус, который заверяет соответствующий
договор при наличии оценочной стоимости такого недвижимого имущества и
документа об уплате налога сторонами договора, а также предоставляет
соответствующую информацию в налоговый орган.
Нотариальные услуги при оформлении договора купли-продажи выглядят
таким образом: госпошлина за оформление договора купли-продажи - 1
процент от стоимости объекта недвижимости, указанной в договоре
купли-продажи; сбор в Пенсионный фонд - 1 процент от стоимости объекта
недвижимости, за исключением граждан, приобретающих жилье впервые. А
также услуги нотариуса согласно индивидуальным тарифам.
Если же воспользоваться услугами риелтора, то сумма в среднем составит 5 процентов от стоимости объекта недвижимости.
Во время осуществления операций купли-продажи недвижимости необходимо
учитывать определенные формальности, а именно покупатель должен быть
уверен в том, что представленные продавцом документы, подтверждающие
его право собственности, являются подлинными и правильно оформлены, а
также исключено право третьих лиц на данную квартиру, и она освобождена
от всех видов обременений.
Продавец должен предоставить оригиналы следующих документов: паспорт;
справку о присвоении идентификационного номера; правоустанавливающий
документ, подтверждающий право собственности продавца на квартиру;
справку-характеристику БТИ; выписку из реестра об отсутствии ареста на
квартиру; выписку из реестра об отсутствии залога на квартиру; справку
о правах собственности на квартиру; справку из ЖЭКа о составе членов
семьи и зарегистрированных в квартире лицах; справку об отсутствии
задолженности по оплате эксплуатационных затрат и коммунальных услуг; а
также телефонных переговоров; решение государственного органа опеки и
попечительства о том, что не нарушены права несовершеннолетнего
собственника квартиры в случае ее продажи; а также свидетельства о
рождении несовершеннолетних детей; справку о том, что продавцы не
состоят на наркологическом или психиатрическом учете и нотариально
заверенное заявление о согласии второго из супругов на продажу
совместно нажитого имущества.
Требования к документам, представляемым для совершения нотариальных
действий определены в статье 47 в Законе Украины "О нотариате".
Основные правила: ясность, четкость и полноценность.
А именно: не принимаются для совершения нотариальных действий
документы, имеющие подчистки или приписки, зачеркнутые слова либо иные
неоговоренные исправления, документы, текст которых невозможно
прочитать вследствие повреждения, а также написанные карандашом.
Фамилии, имена и отчества граждан должны быть написаны полностью с
указанием мест их жительства. А документы, изложенные на двух и более
отдельных листах, должны быть прошиты, листы пронумерованы и скреплены
печатью.
Если подлинность представленного документа вызывает сомнение, нотариус,
совершающий нотариальные действия, вправе задержать этот документ и
направить его на экспертизу, согласно статье 51 Закона Украины "О
нотариате".
Вышеуказанные документы очень важны при заключении договора
купли-продажи квартиры, поэтому отсутствие одного из них может привести
к признанию данной сделки недействительной.
Занижение стоимости объекта недвижимости - очень рискованно, поскольку
в случае признания недействительным
договора купли-продажи, при
осуществлении реституции, продавец и покупатель получат обратно то, что
они передали друг другу по договору купли-продажи. И в этом случае
покупателю будет очень трудно доказать, что деньги, переданные им
продавцу за стоимость квартиры, составляют значительно большую сумму,
чем та, которая указана в договоре.