Михаил Кучук: Серьезных проблем на Генплане Одессы нет и не было никогда
«Репортер»: Что такое, по вашему мнению, Генплан
города - это декларация, методика или, если можно так выразиться,
строительная «конституция»?
Михаил Кучук: Скорее это конституция города. У нас
сегодня действует генплан, который был утвержден в 1989 году; он будет
действовать до утверждения нового плана. Что касается выноса морского
торгового порта - он останется как есть; но на перспективу
ученые-специалисты считают, что в этой части города - зоне пляжей,
центра города порт будет вытеснен, - например, уйдет немного левее. Это
понятно и с точки зрения экономической целесообразности. В то же время
самому порту будет выгодно построить там отели, зоны отдыха,
набережные, куда смогут приходить люди. Это уже будет заложено в модели
развития города, но не в самом генеральном плане; поэтому все разговоры
о том, что в генеральном плане города, который сейчас рассматривается,
нет порта - это неправда, порт есть. На плане нет намытия
дополнительной территории порта - в районе Ланжерона. Конечно,
городской совет не поддержал предложение порта; и мы считаем, что это
неправильно - намывать дополнительные контейнерные терминалы в зоне
пляжа Ланжерон. Сначала порт просил 90 гектаров, потом сошлись на 19, -
но мы считаем, что неправильно намывать производственные территории за
счет пляжей. Что касается усадебной застройки, то замечания одесситов и
предложения, которые были приняты и рассмотрены на заседаниях
горисполкома, направлены институту-разработчику для того, чтобы они
внесли соответствующие изменения в генеральный план. По всем нормам, по
всем правилам не может быть такого в миллионом городе, чтобы 52
процента территории города занимала усадебная застройка. От этого
уменьшается количество и зон отдыха, и зеленых зон. По количеству
населения Одесса не изменяется за 20 лет. Конечно, хотелось
градостроителям, чтобы на месте частных огородов были бульвары, скверы,
проспекты, - так было бы правильно. Но на Генплане новые бульвары,
скверы и проспекты, и в том числе высотная застройка были нарисованы на
зонах, где сегодня находится индивидуальное жилье. Это район Толбухино,
Мельниц, район Королева. Чтобы даже не подвергать сомнению в той
тяжелой экономической ситуации, в которой сегодня находятся наши люди,
что их дома, усадебные участки перейдут из поколения в поколение и их
дети смогут распорядиться этими участками по своему усмотрению, - было
принято решение все-таки просить «Дипромисто» эти зоны оставить. Мы на
это пошли по просьбе горожан. Был исполком, и мэр Одессы принял такое
решение: просить институт оставить эту застройку, хотя в генплане 1989
года эти районы тоже застроены - просто тогда никто ни с кем не
советовался. Сейчас мы исправляем ошибку не этого года, не прошлого, а
еще того генплана, который действовал все эти 20 лет. Те, кто
пользуется выражениями «генплан сноса», «генплан ужаса», - это же не
оппозиция. Ведь собирали специально одних и тех же людей, возили по
разным районам, выставляли их на улице, чтобы они выступали против
проекта генплана. Это не оппозиция - это претенденты на должность
городского руководителя. Они все хотят быть там - и вот они
рассказывают, как плохо в городе.
«Р»: Когда собираются возобновить движение трамвая №18?
М.К.: Мы делаем все возможное, чтобы запустить эту
дорогу. Проезжую часть дороги мы планируем запустить до середины июня,
а сам трамвай пойдет где-то в июле. Связано это с катастрофической
нехваткой денег в бюджете города, отсутствием какой-либо помощи из
государственного бюджета, задержкой многих платежей, которые должны
были поступать в бюджет; но делается все возможное. 18-й трамвай также
будет ходить до 16-й Фонтана: там разобрано кольцо еще в 2004 году,
когда придумали, что оно будет проходить по дубовой роще. Мы все это
дело изменили; надо восстановить разворотное кольцо в тех размерах,
которые были раньше.
«Р»: Какова ситуация сегодня с проектом - он уже готов или нет?
М.К.: Проект есть, он отправлен на государственную
строительную экспертизу и удачно ее прошел. Проект получил позитивное
заключение единственного государственного органа, который имеет право
делать рецензию всего генплана по всем его направлениям, по всем
отраслям. Экспертиза подтвердила, что генеральный план соответствует
всем нормам, получили заключения всех министерств (это и экология, и
санитарные службы, и МЧС - все положенные структуры дали свое
заключение). Я думаю, что в ближайшее время мы вынесем на сессию
городского совета его утверждение.
«Р»: Какова судьба садовых товариществ от
монастыря до Ильичевского порта, - запланировано ли там
крупномасштабное строительство и будут ли их сносить?
М.К.: Очень сложный вопрос… Именно от монастыря в
сторону Ильичевска на территории города нет никаких противооползневых
сооружений; там идут естественные процессы сползания всех этих
товариществ к морю. У нас есть «Шляховик», который когда-то, еще в 50-е
годы, получил от города территорию для развития садоводства. Однако
территория, которую они получили когда-то, и то, что мы имеем сегодня -
это две большие разницы. Эта территория сползла; она находилась на
верхнем плато, а сегодня она уже на нижнем плато. И как проводить
противооползневые мероприятия при том, что там сегодня растут дома, -
причем они растут только по решению судов - не по решению горсовета.
Люди строятся без разрешений, а потом узаконивают в судах. Это
катастрофа, потому что когда надо будет ополаживать территорию,
невозможно будет людей никуда деть. И сегодня комплекс мероприятий по
укреплению берега, наверное, будет предусматривать какой-то
дополнительный намыв территории и ополаживание с каким-то небольшим
выходом в море для того, чтобы эту часть берега остановить от сползания
в море. То есть сносить, конечно, никого не будут, вопросы будут
решаться в соответствии с законодательством, но вместе с тем надо
решать комплексно вопрос благоустройства всей территории от пляжа
монастыря до границы города, в сторону Ильичевска.
«Р»: Что будет с улицей Лиманной? И будет ли учитывать генплан трассу «Север – Юг»?
М.К.: Улицу Лиманную необходимо ремонтировать. Для
того, чтобы отремонтировать ее основательно, надо сделать ливневую
канализацию и приподнять ее, - работы очень много. Мы планировали ее
ремонт, но из-за отсутствия серьезных средств в бюджете этого года это
стало проблемой. Мы должны закончить Щорса и Фонтанскую дорогу, идет
отселение дальше трассы «Север - Юг», поэтому сейчас мы только
подлатаем и пока улица останется такой, проезд надо делать на
«Куяльник».
Что касается «Север - Юг» - в генплане она была с
1989 года и, безусловно, есть она и в генеральном плане существующем.
Невозможно представить модель будущего города, развитие города без
того, чтобы соединить два крупнейших жилых микрорайона - Таирова и
Котовского - не проезжая через центр. Трасса, безусловно, нужна. Но в
генеральном плане и эта трасса, и уходящая дальше в сторону Ильичевска
не нарисована конкретно по метражу - это не задача генплана, там есть
только направление и проход ее по каким-то точкам. Более конкретно о
прокладке трассы речь пойдет в рабочем проектировании. Например на
поселке Котовского трасса выходит в районе «Молодой гвардии», но как
она выйдет - то ли в сторону Южной, то ли в сторону Добровольского, то
ли с развязкой в двух уровнях, то ли с развязкой в трех уровнях - это
будет в документации. То же самое и по районам города. Есть сегодня в
генплане название территории, конкретика; после утверждения генплана
пойдет разработка детальных планировок каждого конкретного узла, и
тогда уже будет отрабатываться, будут ли там восьмиэтажные дома или
двенадцатиэтажные, - это уже в каждом конкретном случае будет
разрабатываться детальным планом.
«Р»: Одесса - город морской; учитывает ли генплан развитие этих интересов города?
М.К.: Безусловно, учитывает; есть определенные
нормы, в том числе и по склонам. Например, застройка склонов, которая
была принята господином Боделаном еще в 2003-2004 году, была нами
прорежена, уменьшена, сделана точечно. Безусловно, что Трасса здоровья
остается и будет проход. Мы до сих пор не можем утвердить схему
движения транспорта туда, потому что мы не разрешаем для этого
использовать Трассу здоровья. Но всем застройщикам, и в том числе
грекам, фирме «Механики», которые должны склоны застраивать, ставить
точечно свои объекты, поручено - и они взяли на себя такое
обязательство - построить парк на 10 гектарах. Не написать, что высажен
парк - кустики и невыросшие деревья, - а разбить настоящий красивый
парк с парковой инфраструктурой, с аллеями, с фонтанами.
«Р»: Предусмотрено ли проектом генплана изменение границ города и городской территории Одессы?
М.К.: К большому сожалению – нет. В генеральном
плане не предусмотрено то, что вокруг города застраивают такие крупные
массивы, как на землях виноградника в районе улицы Жукова, на землях
Коминтерновского района, в районе улицы Бочарова. Таких массивов в
генеральном плане Одессы нет. Мало того - к этой застройке приступили,
у нас даже ничего не спросив. К сожалению, законодательство Украины
позволяет им это делать. Мы неоднократно обращались и в министерство, и
в областную администрацию; но пока объекты строятся, земля продолжает
выделятся под застройку, хотя инфраструктуры там никакой. Люди, которые
покупают там квартиры, будут пользоваться всей инфраструктурой города,
нашими дорогами, нашим транспортом, нашими поликлиниками; но вхождение
в структуру города, оплата городу, за счет чего город жил в последние
3-4 года, к сожалению, отсутствует.
«Р»: Предусмотрено ли строительство новых причалов, от которых могли бы ходить катера?
М.К.: Катеров у города нет, но создана рабочая
группа - я возглавляю ее - по организации движения так называемых
прибрежных трамвайчиков, начиная от их проектирования и строительства.
Старые суда типа «Генуи» и «Севастополя», - вы же сами понимаете, - они
свой век отжили. Старые причалы были сооружениями порта; мы вынуждены
были просить порт выдернуть эти сваи, потому что они полностью пришли в
негодность, стали опасны для окружающей среды. Николай Павлюк пошел на
это, он потратил деньги и все старые сваи выдернул; сейчас их убирают в
Лузановке. Безусловно, в городе есть соответствующие программы: и
трамвайчики морские, и новые причальные стенки. Как они будут выглядеть
- рабочая группа еще не определила.
«Р»: Существуют ли сегодня какие-то преграды, помехи для окончательного утверждения проекта генплана?
М.К.: Я никаких помех не вижу, экспертизу мы
прошли. На ближайшей сессии мы рассмотрим вопрос по генплану. Я не вижу
проблем генплана - есть проблемы отношений какой-то части людей с
городской властью, которые они сами себе и придумывают. Но разговоры о
том, что генплан кого-то ущемляет из граждан Одессы, - это неправда.
«Р»: Сильно ли эти политические моменты помешали работе над генпланом год назад?
М.К.: Людям вбивали в голову: бабушки, дедушки,
идите посмотрите, там вашего дома нет на генплане! Во-первых, там его
никогда не было, на генплане нет ни одного дома. И вот люди пожилые
приходили - они впервые видели такой документ серьезный, на
профессиональном уровне выполненный. Они брали лупу, смотрели: где ж
мой дом? И делали вывод, что их сносят, и начиналась истерика. Искали
черную кошку в темной комнате, в которой ее нет.
«Р»: Нет ли у вас опасения, что при утверждении проекта на горсовете эти политические нюансы могут повториться?
М.К.: Нет, я не думаю. Мы привыкли, что какая-то
группа людей под скандирование каких-то лозунгов может о чем-то
говорить. Я не вижу серьезных градостроительных проблем, проблем
города, проблем людей в генеральном плане города Одессы. Их и не было
там никогда. Замечания людей, которые просили сберечь их усадебную
застройку, учтены. Это были правильные замечания. Мэр пошел навстречу
людям, сказав: пусть у людей будет уверенность, что там всегда будет их
дом. Других замечаний серьезных не было.